ДУХОВНЫЕ СФЕРЫ (Буддхи и Нирвана)

Althotes: ДУХОВНЫЕ СФЕРЫ (Буддхи и Нирвана) Из изложенного выше следует, что человек есть разумная самосознающая сущность, Мыслитель, облеченный в тела, принадлежащие низшей ментальной, астральной и физической сферам. Теперь мы подошли к рассмотрению Духа, который является его сокровенным Я, источником, откуда он произошел. Этот Божественный Дух - луч, исходящий из Логоса и разделяющий Его Сущность, обладает троичной природой самого Логоса, и эволюция человека, как такового, состоит в постепенном проявлении всех трех божественных аспектов из состояния скрытого в состояние активное. Путем этого проявления человек повторяет в малом виде эволюцию вселенной; отсюда и произошло наименование его микрокосмом, в противоположность макрокосму, вселенной: он являет собой как бы зеркало вселенной, отражение, или подобие, Бога, и отсюда же происходит древнее оккультное изречение: "Как вверху, так и внизу". Именно это, заключенное в человеке, божественное начало и является ручательством конечного торжества человека; оно и служит скрытой двигательной силой, которая делает эволюцию одновременно и возможной и неизбежной, той поднимающей человека энергией, которая медленно преодолевает все трудности и все преграды. Эта скрытая в человеке Божественная Сущность, его высшее бессмертное Я, носит наименование монады, и здесь необходимо помнить, что монада есть излияние жизни самого Логоса, которая содержит в зародыше, или в скрытом состоянии, все божественные силы и свойства. Эти силы приводятся к проявлению благодаря толчкам, возникающим от соприкосновения с объектами вселенной, куда спускается монада; трения, происходящие благодаря этим толчкам, вызывает ответные вибрации в жизненном начале, подвергаемом возбуждению и, одна за другою жизненные энергии переходят из скрытого состояния в деятельное. Человеческая монада, будучи совершенным подобием Бога, обладает, как уже сказано, тремя божественными аспектами, и, в течение человеческого цикла все три ее аспекта развиваются один за другим. Аспекты эти представляют собою три атрибута Божественной Жизни, проявленной во вселенной: бытие, блаженство и разум, три Логоса, каждый в отдельности выражающий их со всем совершенством, возможным в пределах проявления. В человеке эти аспекты развиваются в обратном порядке: разум, блаженство, бытие; последнее в смысле проявления божественных сил. В эволюции человека мы наблюдали до сих пор развитие третьего аспекта скрытой божественности - развитие сознания, или разума. Манас, Мыслитель, человеческая душа есть подобие Мирового Разума, Третьего Логоса, и все его долгое странствие в трех низших космических сферах посвящено развитию этого третьего аспекта, разумной стороны божественной природы человека. Пока происходит этот процесс, можно сказать, что две другие божественные энергии остаются пассивными, они еще не проявлены в человеке. Тем не менее, подготовка к проявлению этих сил уже происходит; они пробуждаются из той непроявленной жизни, которую мы называем "скрытым состоянием", посредством все усиливающейся энергии вибрации разума, и затем второй аспект начинает высылать свои первые вибрации, еле заметную дрожь жизни. Этот второй аспект человеческого духа называется по теософической терминологии буддхи - имя, произведенное от санскритского названия мудрости, и он соответствует четвертой, или духовной сфере, в которой все еще продолжается двойственность, но в которой уже нет разъединения. Словами трудно передать эту идею, потому что слова принадлежат низшим сферам бытия, где двойственность и разъединение существуют одновременно. Это состояние, в котором каждый остается самим собою, с ясностью и яркой интенсивностью, недоступной в низших мирах, и в то же время каждый чувствует, что все остальные заключены в нем нераздельно и неразделимо. Ближайшей аналогией этого состояния на земле является отношение между двумя личностями, соединенными сильной любовью, которая заставляет их чувствовать, думать, действовать и жить как один человек, не признавая ни преград, ни различий, ни "моего", ни "твоего" и не допуская разлуки. Слабый отголосок из этой сферы, достигающий земли, и заставляет людей искать счастья в соединении с объектом своего желания, каков бы ни был этот объект. Полнота одиночества есть в то же время и полнота страдания. Антитезой этого состояния является единение, совершенное же единение есть и совершенное блаженство. Когда этот второй аспект человеческого я начинает высылать наружу свои вибрации, эти вибрации притягивают к себе, так же как и в низших мирах, частицы материи своей сферы, и таким образом постепенно возникает духовное (buddhi) тело, или "тело блаженства", как оно иногда называется. Единственным способом для человека содействовать построению этого высшего своего тела является неустанное упражнение в чистой, самоотверженной, всеобъемлющей, полной милосердия любви - любви, которая не "ищет своего", следовательно, и не может добиваться возврата за свои дары. Это добровольное излияние бескорыстной любви есть наиболее определенный из божественных признаков той любви, которая все отдает и ничего не ищет взамен. Чистая любовь вызвала вселенную к бытию, чистая любовь поддерживает ее, и она же ведет ее к совершенству и к полноте блаженства. И всегда, когда человек изливает любовь на тех, кто нуждается в ней, не делая никакого различия и не ища ничего взамен, из чистой, непосредственной радости отдавать себя, он развивает внутри себя второй аспект божественности и строит то тело неизреченной радости и красоты, в котором Мыслитель восстанет, сбрасывая с себя все ограничения, чтобы найти себя как бессмертную индивидуальность и в то же время как единое со всем, что живет и дышит. Это и есть тот "дом, построенный не руками, вечный в небесах", о котором писал святой Павел, великий христианский посвященный; он ставил милосердие и чистую любовь выше всех других качеств, потому что лишь они могут содействовать постройке этого вечного жилища. По той же причине разобщение называется "великой ересью" у буддистов, и "единение" есть высшая цель индуса; освобождение, в его представлении, есть не что иное, как уничтожение тех ограничений, которые держат нас врозь, а эгоизм - корень всякого зла, разрушение которого ведет к уничтожению страданий. Пятая сфера - Нирвана - соответствует высшему аспекту Бога внутри нас, и этот аспект называется в теософии Атма, или высшее Я. Это - сфера чистого бытия и божественных сил в их наиболее полном проявлении в пятеричной вселенной, ибо все, что превышает ее, что находится в шестой и седьмой сферах, скрыто в недоступном для нас Божественном Свете; сознание "атмическое", или "нирваническое", принадлежащее жизнедеятельности пятой сферы, есть сознание, которым владеют лишь немногие, опередившие человечество и закончившие цикл человеческой эволюции. Их называют Учителями. Они разрешили в себе проблему соединения сути индивидуальности с нераздельностью от других, и они живут, совершенные в мудрости, в блаженстве и силе. Когда человеческая монада отделяется от Логоса, это можно сравнить с тонкой нитью света, отделяющейся от светового океана Атмы посредством невообразимо тонкой оболочки из буддхической субстанции, и нить эта заканчивается искрой, которая заключается в оболочку из материи высших отделов (арупа) ментальной сферы. По мере того, как эволюция подвигается, эта сияющая овальная оболочка растет и приобретает опаловый оттенок, а тонкая нить расширяется все в больший и больший проводник, через который изливается все более атмической жизни. Под конец они сливаются - третье со вторым, и оба сливаются с первым, как пламя сливается с пламенем, нарушая всякое разобщение. Эволюция в условиях четвертой и пятой сферы принадлежит будущему нашей расы, но те, которые избирают трудный путь ускоренного движения, могут приобщиться к ней и теперь. На этом пути духовное тело (буддхическое) развивается быстро, и человек начинает разделять сознание этой высокой области и познавать блаженство, которое происходит от отсутствия разделяющих препон, и мудрость, свободно вливающуюся, когда пределы сознания уничтожены. И тогда человек освобождается от колеса, к которому душа привязана в низших мирах, и здесь он впервые предвкушает свободу, совершенство которой ожидает его в состоянии Нирваны. Нирваническое сознание представляет собою антитезу уничтожению; это - бытие, повышенное до такой высокой степени жизненности и интенсивности, которая невообразима для тех, кто знает одну лишь жизнь чувств и земного разума. Как еле тлеющий ночник по сравнению с сиянием полуденного солнца, так же темно наше прикованное к земле сознание по сравнению с сознанием Нирваны, и смотреть на него как на уничтожение только потому, что границы земного сознания исчезли, подобно тому, как если бы человек, не видавший ничего, кроме ночника, стал утверждать, что свет не может существовать без светильни, погруженной в масло. В Нирване пребывают Великие Сущности, закончившие свою человеческую эволюцию в исчезнувших мирах и выступившие вместе с Логосом, который захотел проявить Себя в новой вселенной. Они являются совершенными исполнителями Его воли. И все представители различных областей вселенной, о деятельности которых в различных сферах было упомянуто, имеют здесь свою обитель, ибо Нирвана - сердце вселенной, откуда истекают все его жизненные токи. Отсюда исходит Великое Дыхание, жизненное начало всего, и сюда оно возвращается, когда проявленная вселенная достигает своего предела. Там можно зреть Блаженство, к которому стремятся мистики, там пребывает Слава без покрова, Высочайшая Цель бытия. Братство всего живого имеет свою незыблемую основу в области духа (сферы Амы и Буддхи), ибо лишь здесь существует единство, лишь здесь можно найти совершенное согласие. Интеллект есть начало разъединяющее в человеке, он различает я от не-я, он сознает только одного себя, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Это начало борющееся, враждующее, самоутверждающееся, и, с точки зрения интеллекта, весь мир является ареной всевозможных столкновений, ожесточающихся в той мере, в какой интеллект участвует в них. Даже и страстное начало в человеке наклонно к враждебности лишь тогда, когда его волнуют желания и когда что-либо становится между ним и предметом его желания; но оно становится все более и более враждебно-наступательным по мере того, как ум подталкивает его к деятельности, ибо тогда он начинает изыскивать средства для удовлетворения не только настоящих, но и будущих желаний и стремится присвоить себе как можно больше из запасов природы. В человеке лишь его интеллект по природе своей склонен к вражде, ибо он утверждает себя как величину отдельную от всех остальных, и именно в нем заключается корень разъединения, вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека. Но как только человек вступает в сферу Буддхи, он немедленно начинает чувствовать единство, подобно тому, как отдельные лучи солнца, расходящиеся в разные стороны, возвращаясь назад в солнце, из которого изошли, сливаются вновь воедино. Существо, находящееся на солнце, проникнутое его светом и само изливающее этот свет, не могло бы чувствовать различия между одним лучом и другим и совершенно одинаково посылало бы световые токи по всем направлениям; то же и с человеком, который сознательно достиг духовной сферы: он чувствует братство, о котором другие лишь говорят как об идеале, и он изливает свою силу в пользу каждого, кто нуждается в его помощи; он видит во всех существах как бы себя самого, и все, что он имеет, считает принадлежащим столько же им, сколько и себе, более того - скорее им, потому что нуждаются больше они, а сил у них меньше, чем у него. Все великие основатели религий действовали из этой сферы единства и отличались всегда великим состраданием, отзываясь на все внешние и внутренние нужды людей. Сознание этого внутреннего единства, признание единого Я, пребывающего во всем, есть единственное незыблемое основание братства; все остальное изменчиво. Сознание это сопровождается уверенностью, что ступень эволюции, достигнутая различными живыми существами, зависит главным образом от того, что можно бы назвать их возрастом. Одни начали странствие гораздо позднее, чем другие, и, хотя основные свойства у всех равны, некоторые развернули гораздо большее количество из этих свойств потому, что в их распоряжении было более времени, чем у младших братьев. Так же немудро было бы осуждать зерно, что оно еще не превратилось в цветок, или младенца, что он не проявляет свойств взрослого человека, как осуждать молодые души, окружающие нас, что они еще не развились до степени, которая уже достигнута нами. Ведь мы не осуждаем себя за то, что не достигли еще божественного совершенства, а между тем со временем и мы будем стоять там, где стоят наши старшие братья. Самое слово братство заключает идею одинаковой крови и неодинакового развития - единство сущности жизни и различие в ступенях, достигнутых проявлениями этой жизни. Мы все едины по происхождению, едины по способу эволюции и едины по общей цели нашего бытия. Братство существует как факт, все равно - отрицает его человек или признает. Человеческое неведение не меняет законов природы и не может изменить ее неизменного и непреодолимого движения. Законы ее уничтожают все, что противится им, и разбивают вдребезги не желающего согласоваться с ними. Может показаться странным, что духовная сфера - нечто совершенно нереальное и туманное для многих - влияет в такой степени на все остальные миры и что силы ее могут разнести вдребезги все, что с ними не гармонирует в низших мирах. А между тем это так, потому что этот мир есть выражение духовных сил, и они-то и являются теми руководящими и формирующими энергиями, которые все проникают и медленно, но верно подчиняют себе все сущее. Итак. Человеческая монада и есть Атма-Буддхи-Манас, или, выражаясь иначе, Дух, Духовная Душа и Душа Человеческая. Тот факт, что все три являются лишь аспектами Божественного Я, делает возможным вечное существование человека, и, хотя эти аспекты проявляются врозь и последовательно, их единство по существу делает возможным слияние Человеческой Души с Духовной Душой, отдавая последней драгоценную сущность своей индивидуальности, а последняя, став индивидуальной, слилась с Духом, причем она окрашивает последний - если такое выражение допустимо - теми оттенками, которые присущи ее индивидуальности, оставляя при этом неприкосновенным свое существенное единство со всеми другими лучами Логоса и Самим Логосом. Эти три аспекта образуют седьмое, шестое и пятое "начала" человека, а субстанция, которая ограничивает, или облекает, их, делая их проявление возможным, принадлежит соответствующей пятой (нирванической), четвертой (буддхической) и третьей (ментальной) сферам нашей солнечной системы. Пятое начало (Манас) образует для себя тело в ментальной сфере, дабы войти в соприкосновение с миром физических явлений; при этом оно смешивается с четвертым началом, с природой желания, или камой, которая принадлежит второй, или астральной, сфере. Спускаясь в первую, или физическую, сферу, мы имеем третье, второе и первое начала человека: его особую жизнь, или прану; эфирный двойник, проводник праны; и плотное тело, соприкасающееся с наиболее грубыми веществами физического мира. Иногда прана не рассматривается как отдельное "начало", и тогда перемешавшиеся между собой астральное и ментальное тела называются вместе кама-манас; чситый разум получает название высшего Манаса, а умственное начало, отделенное от астрального, именуется низшим манасом. И тогда самым верным понятием о человеке будет то, которое яснее всего передает идею о единой неизменной жизни, проявляющейся через различные формы, которые ставят известные границы и известные условия для выражение ее энергии, чем вызывается все разнообразие проявленной жизни. И тогда мы увидим в едином Я единую Жизнь, источник всех энергий человека; разнообразие же форм мы будем иметь в буддхическом теле, в "пребывающем теле", в ментальном, астральном и физическом (эфирное и плотное) телах. Шестое, пятое, четвертое и третье "начала" являются деятельностью духа (Атма) в буддхическом, "пребывающем", ментальном и астральном телах, тогда как второе и первое "начала" проявляются двумя низшими телами. Высшие тела человека составляют в своем соединении то, что обыкновенно называется аурой человеческого существа. Аура имеет вид овального светящегося облака, окружающего плотное физическое тело. То, что обычно называется аурой, представляет собою лишь те части тонких тел человека, которые распространяются за периферию плотного физического тела: каждое тело закончено в самом себе и проникает те тела, которые грубее и плотнее его; оно - большего или меньшего размера, соответственно своему развитию, и вся та часть его, которая выдается из границ плотного физического тела, и носит название ауры. Таким образом, аура человека состоит из выдающихся частей эфирного двойника, астрального и ментальных тел, "пребывающего тела" и, в редких случаях, буддхического тела, освященного сиянием Атмы. Иногда аура бывает тусклая, грубо и нечисто окрашенная, иногда великолепно сверкающая чудными цветовыми переливами; ее вид зависит от ступени эволюции, достигнутой человеком, от развития его различных тел, от нравственного и умственного характера, который он успел развить в себе. Все его меняющиеся страсти, желания и мысли записаны в его ауре и формой, и окраской, и цветом. Весь характер запечатлен здесь точно так же, как и все мимолетные изменения, и здесь уже невозможен обман, как он возможен под прикрытием маски, именуемой нами "физическое тело". Увеличение размера и красота ауры, есть безошибочный признак человеческого прогресса, и это увеличение говорит несомненно о росте и очищении Мыслителя и его оболочек.


полная версия страницы